«Сейчас у нас есть консоли, но все изменится» — Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

Во время своей последней поездки в США для участия в церемонии The Game Awards 2019 геймдизайнер Хидео Кодзима успел посетить главный офис портала Rotten Tomatoes, являющегося агрегатором рецензий на различные продукты киноиндустрии. Там известный японский разработчик успел пообщаться с редакторами сайта и рассказал им о пятерке своих самых любимых фильмов, полный список которых представлен ниже

"Сейчас у нас есть консоли, но все изменится" - Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

1. «2001 год: Космическая Одиссея». (2001: A Space Odyssey), 1968, режиссер — Стэнли Кубрик. 

«Это кино для меня все равно, что монолит. Если его показывают в кинотеатрах, то я обязательно иду его пересматривать. В 1977 году „Звездные Войны“ создали настоящий „бум“ для научной фантастики. Впервые 2001 показывали в Японии, когда я учился в средней школе. Тогда я часто слушал различные радио-постановки, но к такому был просто не готов. Я уже успел ознакомиться с книжным вариантом, но фильм произвел совсем другое впечатление. После первого просмотра я его совсем не понял. Теперь, с каждым новым просмотром, я понимаю его по-новому. У меня, как у человека творческого, бывают сложные дни, но если мне нужен источник вдохновения, я смотрю 2001. Идеальный для меня фильм. 

Можно сказать, что эта режиссерская работа — настоящее космическое путешествие. Опередившее даже высадку на луну. В детстве мне всегда хотелось стать астронавтом, но в Японии не было NASA. Нужно было родиться в СССР или Китае. Но после просмотра „Космической Одиссеи“, я отбросил свою мечту, ведь можно сказать, что я в итоге побывал в открытом космосе. Кино, определившее мою жизнь, кино, позволившее мне почувствовать, словно моя мечта сбылась. 

Я также посмотрел версию этого фильма на 70-миллиметровой пленке, отреставрированной Кристофером Ноланом, на сеансе мы были вместе с моим сыном. Мне очень было интересно узнать, как он отреагирует на это кино. И, похоже, фильм его шокировал, был мало похож на привычные ему картины. Для него он стал непредсказуемым. В наше время тяжело найти вещи, обладающие этим качеством. Сегодня вас едва ли что-то может удивить».

"Сейчас у нас есть консоли, но все изменится" - Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

2. «Таксист» (Taxi Driver), 1976, режиссер — Мартин Скорсезе

"Когда я был маленьким, все друзья хотели стать банкирами или работниками крупных компаний. А мне хотелось быть режиссером. Я не мог открыто об этом говорить окружающим, поэтому часто чувствовал себя одиноким, не с кем было поделиться моими стремлениями. Моей отец довольно рано ушел из жизни. Мама много работала, поэтому дома я почти всегда был один. Даже при общении с людьми меня все равно окружала стена одиночества. Я считал, что со мной что-то не то. Не к кому было обратиться, не с кем было это обсудить. Тогда было несколько другое время. Я просто считал себя странным. 

Но когда я впервые посмотрел «Таксист», познакомился с героем Трэвиса, я сразу почувствовал с ним некое родство. Он живет в Нью-Йорке, его окружает так много людей, но он все равно один. Это удивило меня, я подумал про себя: «Где-то далеко, в Америке, может жить человек, похожий на меня». Посмотрев на этого персонажа, мне стало спокойнее, я понял, что не один такой. Я почувствовал себя нормальным. 

Много лет спустя именно эти чувства я во многом вкладывал в Death Stranding. В этой игре вы чувствуете себя одиноко, пытаетесь связать мир воедино. Сегодня все переплетено с помощью интернета. И все только и делают, что спорят друг с другом. Играя в онлайн игру, стреляя в других игроков, вы совсем не думаете о том, что они за люди, что они из себя представляют. Связи — это положительная вещь. Но в наши дни, мне кажется, многие напротив стараются изолировать себя. Такие люди могут с головой уходить в игры, которые позволяют избежать лишних связей. Вы можете чувствовать себя скверно, но вам просто некому об этом рассказать, не с кем поделиться. На ваших плечах может быть много проблем, лежащих тяжким грузом. Чем-то даже похожим на грузы, которые носит Сэм Бриджес в Death Stranding. Он путешествует по миру, падает, спотыкается. Но в какой-то момент натыкается на опосредованную помощь. Так вы вспоминаете, что в мире вы далеко не одни. Мы не живем на пустой, забытой планете. Кто-то проложил дороги. Кто-то утром сделал вам кофе. Вы — не одни. Я очень хотел передать это в своей последней игре. Передать все то, что я почувствовал от просмотра «Таксиста».

"Сейчас у нас есть консоли, но все изменится" - Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

3. «Безумный Макс 2: Воин Дороги» (MAD MAX 2: THE ROAD WARRIOR), 1981, режиссер — Джордж Миллер

«Джордж Миллер — мой самый главный наставник. „Дорогу Ярости“ в кино я посмотрел 17 раз. Нет слова, которым я смог бы описать „Безумного Макса 2“. В фильме почти нет диалогов. Но главный герой получился невероятно живым и настоящим исключительно через визуальный образ, а не свои действия. Истории принято рассказывать через диалоги, но у Джорджа другое мнение, совсем иное. Вот сцена с броском бумеранга — ни одного слова, а столько характера. Я также впечатлен операторской работой. Камера всегда держит фокус на Мэле Гибсоне, Макс всегда остается главным элементом кадра. Техника простая, но Джордж Миллер ее соблюдает так, как никто другой. 

Когда я покидал свое последнее место работы, мне было непросто. А Джордж тогда посещал Японию, и мы впервые встретились. Он приободрил меня в те минуты, когда я был в полном упадке. Когда я встал на ноги, открыл свою студию, я сам отправился в Австралию, то был 2017 год. У меня с собой были два трейлера Death Stranding, но никаких записей игрового процесса. Целый час я объяснял Джорджу концепцию игры, механики, сюжет, мир. А Джордж сказал мне: „С математической, философской, физической точки зрения ты делаешь все правильно“. 

Джордж Миллер — очень доброжелательный человек. Его увлекает компьютерная графика, технологии, мир видеоигр знаком ему не понаслышке. Редко такое бывает, что человек его возраста понимает во всех этих вещах. Он старше меня, но невероятно энергичен. В индустрии вообще работает масса взрослых людей. Но если взять исключительно сценаристов и геймдизайнеров, то я, получается, один из самых старых людей в этой сфере деятельности. Иногда от этого становится немного одиноко. А потом смотришь на Джорджа — ему за 70, а он не снимает свою кожанку, он молод, как никогда. Это меня приободряет». 

"Сейчас у нас есть консоли, но все изменится" - Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

4. «Рай и Ад» (High and Low), 1963, режиссер — Акира Куросава

«Кубрик, Хичкок, Куросава. Папа любил показывать мне фильмы этих режиссеров, иногда даже против моей воли. Из работ Куросавы я отдаю свое предпочтению „Раю или Аду“, поскольку он достаточно самобытен. 

В основе лежит книга Эда МакБейна, она про похищение. В те годы в Японии, если вы кого-то похитили, вам ничего особо страшного не грозило. Для серьезного наказания нужно было совершить что-то пострашнее, связаться с наркотиками, допустим. Но „Рай или Ад“ смог поменять японское законодательство. Этот фильм сделал общество лучше. Создавая игры, мне хотелось добиться чего-то похожего. Продукты развлекательных индустрий могут менять мир к лучшему. Не обязательно был политиком, чтобы изменить завтрашний день. „Рай или Ад“ в этом отношении оказался невероятно влиятельным фильмом. 

Развлечения выходят далеко за рамки обычного веселья. Художественное произведение может оставить что-то в сердцах людей, может сподвигнуть вас на создание чего-либо. Это необходимый толчок для завтрашнего дня. Игры ничем не отличаются. Если что-то произвело на вас впечатление, когда вы обратно возвращаетесь в рутину обыденных дней, вы можете почувствовать, что в вас есть силы действительно менять мир.»

"Сейчас у нас есть консоли, но все изменится" - Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

5. «Бегущий по Лезвию» (Blade Runner), 1982, режиссер — Ридли Скотт

«На момент выхода этой ленты я учился в университете. В кино тогда пошел один. Японский прокат длился всего две недели, и общие отзывы, наверное, не сильно отличались от американских. 

Сегодня этот фильм — живая классика, однако тогда его много критиковали. Как знать, может Death Stranding ждет схожая судьба [смеется]. Но тогда „Бегущий по Лезвию“ был не похож на другое кино. Темп, ритм его открывающих кадров, я сразу обратил на это внимание. Тяжело это забыть. А потом настала эпоха домашнего проката, кино можно было пересматривать бесчисленное количество раз прямо у себя в комнате. Поход в кинотеатр — это разовое впечатление. Если кино трудно почувствовать с первого раза и оно не резонирует с вами лично — его будут критиковать. Но с приходом видеопрокатов все поменялось. Ты можешь возвращаться к фильму, смотреть на него новыми глазами и наконец-то прийти к его пониманию. „Бегущий по Лезвию“ в какой-то момент удостоился звания „культового фильма“, но до массового зрителя он добрался именно благодаря тому, что люди продолжали его пересматривать. „Бегущий по Лезвию“ опередил свое время, и зрители той эпохи были к нему не готовы. 

„Призрак в доспехах“ — это еще один похожий случай. После выхода на кассетах, его смотрели вновь и вновь. Лента стала популярной. Можно сказать, что нетипичный подход к геймдизайну Death Stranding был сделан умышленно. Вероятно, игра придется по вкусу не всем. „Бегущего по Лезвию“ сперва показывали в кино, но потом он нашел свое пристанище в видеосалонах. Игры ждет похожая судьба. Сейчас у нас есть платформы, консоли, но в будущем весь контент будут транслировать через потоковые сервисы. Все, сюжеты, ритм игрового процесса, все это изменится в самое ближайшее будущее».

"Сейчас у нас есть консоли, но все изменится" - Хидео Кодзима душевно рассказал о любимых фильмах и индустрии будущего

Редакторы Rotten Tomatoes также спросили Кодзиму о его недавних словах про заинтересованность в создании собственного фильма. И как оказалось, разработчик действительно имеет определенные планы, но говорить о них пока рано

«Раньше я уже обмолвился об этом, да, но объявить сейчас не о чем. Игры — это основа Kojima Productions. Нашим специалистам нужно над чем-то работать. Мы будем создавать игры и дальше, а вот в рабочих промежутках, будучи независимой компанией, возможно, возьмемся за какой-нибудь смелый, небольшой проект. Возможно, это будет маленькая игра. Возможно, это будет короткометражный фильм. 

Нам постоянно приходят различные предложения, но у меня просто не хватает времени. Если я полностью посвящу себя созданию фильма, то чем будет заниматься наша команда? Сейчас приходится разрываться сразу во всех направлениях, но постепенно и игры, и фильмы переберутся на одни и те же облачные сервисы. Я могу увлечься созданием обычного фильма и тратить на него все силы. Но мне было бы интереснее поработать с облачными платформами, создать что-то уникальное, этот вариант меня увлекает намного больше».

Последняя игра Хидео Кодзимы, Death Stranding, вышла 8 ноября на PlayStation 4. Летом 2020 года проект доберется до ПК-аудитории.

Читайте также: "Самая красивая Джилл в истории" — фанаты Resident Evil поздравляют российскую модель с участием в ремейке Resident Evil 3.

gamemag.ru