В новое десятилетие киберспорт входит, как одна из самых перспективных и быстрорастущих индустрий в мире. Это уже давно не то андеграундное движение, каким оно было еще лет 10 назад. В определенный момент было время, когда киберспорт забуксовал, годами все стояло на месте, но затем произошел резкий рывок! Давайте разберемся почему так случилось и откуда берутся деньги.
По информации, опубликованной статистическим сервисом NewZoo, в 2019 году объём киберспортивного рынка достиг рекордных $1.1 миллиарда. При этом 82% от общей суммы — $897.2 миллионов – это инвестиции эндемических и неэндемических брендов, в которые входит продажа медиа прав, реклама и спонсорские контракты. О последнем мы поговорим подробнее.
ТУРНИРЫ
Известный факт, что один из самых прибыльных видов бизнеса в традиционном спорте – это букмекерские конторы. Разумеется, подобная практика перешла и в киберспорт, причем именно в период застоя и этим спасла киберспорт от стагнации. Безусловно в киберспорте много отличий от спорта и есть своя специфика. Та если в условном футболе БК стараются действовать, отталкиваясь от брендов (спонсорство клубов, отдельных игроков, некоторых турниров), то в киберспорте букмекеры смогли занять гораздо более влиятельную нишу. Работа с брендами по-прежнему имеет свое место, но активно начало применятся лишь в после 2015 года, когда на рынке появились достаточно крупные и влиятельные бренды. Основное же направление рекламных интеграций реализуется посредством организации турниров, которые часто имеют одноименное название. Именно этот род деятельности заслуживает отдельного внимания.
В определённый момент десятилетия, киберспорт, будь-то Dota 2 или CS:GO, или любая другая дисциплина без непосредственного контроля издателя, столкнулась с проблемой. На просцене существовал один или несколько крупных турниров, за ними шел с десяток не таких крупных, но все еще престижных турниров, и на этом все. Перевалочного пункта между тир-3, тир-4 сценой и крупными турнирами почти не существовало, а онлайн-капы за $100 не являлись какой-либо ощутимой мотивацией. Из-за этого молодое поколение игроков вырастало крайне медленно, а составы уже существующих команд в погоне за результатами на крупных ивентах, находились в бесконечном решаффле. Коллективам банально негде было «набить руку», выработать химию между игроками и просто провести работу над ошибками кроме, как на праках с другими командами. Именно эту нишу и заняли букмекеры с их онлайн турнирами.
Вот, например, что делать командам, которые не прошли квалификации на The International в Dota 2. Ведь таких большинство. Просто два месяца ждать начала нового сезона? Или воспользоваться этим временем, чтобы собрать боеспособный состав?
И тут на помощь пришли БК. Если говорить о конкретных примерах, то именно для таких коллективов в августе проводился FaceCheck by GG.BET. Победитель получал $2 тысячи, что для молодых игроков является более, чем достаточно, чтобы посвятить месяц игре и не клянчить деньги у родителей или работать грузчиком на базаре. Более того, на турнире набивали свои шишки такие команды, как Ad Finem, Wind and Rain и Pavaga Junior – будущие участники ESL One Hamburg 2019 и первого майнора сезона DOTA Summit 11.
Именно так это и работает. Просто у традиционного спорта на создание лестницы от аматора до профессионала были десятилетия, а то и столетия, а киберспорту, чтобы не погибнуть, нужно было это делать здесь и сейчас.
КОМАНДЫ
При этом мы не должны забывать и о работе с брендами. Где-то до 2015 года, основными спонсорами киберспортивных турниров и организаций были производители девайсов, рулетки внутриигровой косметики и разные сервисы продаж игр. Со временем производители компьютерной периферии стали больше ориентироваться на стримеров, рулетки стали баниться и запрещаться разработчиками, а сервисы продаж игр банально не могли позволить себе постоянно растущие аппетиты брендов в одиночку.
Киберспортивная индустрия нуждалась в новом финансовом толчке и им стали букмекерские конторы. Во многом именно благодаря им киберспорт сегодня – это многомиллионный бизнес и большими призовыми фондами, и зарплатами. Только посмотрите, насколько сильно увеличились награды на турнирах тир-1 уровня в 2016 году по сравнению с 2014.
Подобная тенденция применимы к любой другой финансовой киберспортивной системе. В 2008 году зарплаты киберспортсменов измерялись в сотнях, редко в тысячах долларов. Уже в 2013-14 году зарплата киберспортсменов на высшем уровне могла достигать $10 тысяч, а в 2017-18 эта сумма смело колеблется в области $15-20 тысяч. Ходят слухи, что у команды G2 зарплаты превышают 25 тысяч евро! Одной из важнейших причин такого роста стало подписание командами спонсорских контрактов с БК. Зайдя на рынок букмекеры взвинтили стоимость спонсорских контрактов, тем самым поспособствовав росту зарплат игроков. За примером не нужно ходить далеко, так главным спонсором украинской организации Natus Vincere является GG.BET, огромный логотип компании расположен на командной форме в самом заметном месте.
СТУДИИ
Кстати, в начале статьи мы написали о том, что в число эндемических и неэндемических брендов входит продажа медиа прав, реклама и спонсорские контракты. При этом два последних пункта мы рассмотрели, а про первый совсем забыли. А ведь он играет немалую роль в общей экосистеме киберспорта. Именно благодаря работе разных студий освещения мы, зрители, получаем возможность смотреть высокотехнологичную трансляцию, с качественным обсервингом и студией аналитики, вместо старого формата стриминга из дома. Война между студиями за права на показ тех или иных турниров доходит до космических цифр. Один из самых популярных кейсов этого года в СНГ – это борьба за трехлетних контракт на эксклюзивный показ турниров компании ESL. По информации инсайдеров этот тендер выиграла компания Maincast (да, та в которой v1lat), заплатив более 11 миллионов евро, что на короткой дистанции однозначно выведет ее на лидерские позиции в регионе. Прямо сейчас студия занимается освещением турнира One Worlds Singapore 2019 и ведет прямой репортаж с места события. Спонсор многих трансляций студии все тот же GG.bet. Более того на рынке ходят слухи, что практически все топовые студии в той или иной мере связаны с букмекерскими конторами, которые видят в киберспорте футбол нового тысячелетия.
Не все одинаково позитивно относятся к букмекерам, но невозможно отрицать их огромное влияние на развитие киберспорта. Во многом благодаря БК в киберспорт пришли деньги и о нем говорит все больше людей, привлекается все больше инвестиций и появляется все больше игроков. Киберспорт идет по пути большого спорта и от этого только выигрывает. И это, черт возьми, хорошо!
Источник: gameinside.ua
Автор: KvintUA