Выходит Дэвид Кейдж кинотеатра, его тут же обступают журналисты:
— Господин Кейдж, как вам фильм?
— О! Я снимаю шляпу!
— Да все знают, что вы снимаете! Кино-то вам как?
Весь 2012 год неутомимый творец, режиссёр и постановщик гениальных Omikron, Fahrenheit и Heavy Rain Дэвид Кейдж посещал выставки и конференции, призывая разработчиков создавать эмоциональные игры с небанальным сюжетом, а не эти ваши «пиу-пиу» про роботов с бластерами из космоса и прочие детские пулялки. В перерывах между пафосными интервью он много говорил о Beyond: Two Souls, новом проекте, совершенно непохожем на Heavy Rain. Мол, игра совершенно другая, вот увидите! Мало не покажется!
Релиз на PS3 состоялся годом позже. Тогда этот интерактивный мистический триллер был модным консольным эксклюзивом, поразившим многих не только своей графикой и знаменитыми актёрами, сыгравшими в нём главные роли, но и сумбурностью происходящего.
Стремясь нагнать атмосферы и реализовать необычный подход к повествованию, разработчики подавали сюжет небольшими отрывками, чередовавшими разные периоды жизни главной героини в каком-то необычном порядке, что явно не всем пришлась по душе. Среди недовольных был и психанувший автор этой рецензии, бросивший играть после очередной главы.
Со временем до разработчиков дошло, что в стремлении поумничать они перегнули палку. Поэтому позже в игру добавили возможность проходить сюжет по-человечески, а не задом наперёд, перемещаясь из середины истории почти в самый конец, а потом опять к началу. В таком виде Beyond: Two Souls появилась в перееиздании для PS4, а сейчас, четыре года спустя, почти одновременно с Heavy Rain, вышла и на ПК. Ну что ж, посмотрим поближе на лучшую версию. Как говорится, спасибо за бета-тест, консольщики!
Обычная с виду девчушка Джоди Холмс живёт с приёмными родителями и Айденом, необычным существом из параллельного мира. Сначала все думают, что это — лишь её воображаемый друг, но когда девочка начинает проявлять паронормальные способности, взрослые «сливают» её к учёным в секретную лабораторию, где она проводит своё детство и юность. Потом о ней узнают федералы, забирают к себе, чтобы сделать из неё идеального солдата…
Каждая глава игры представляет собой небольшой рассказ о разных периодах жизни Джоди. Вот она маленькая идёт во двор, чтобы поиграть в снежки. Тут, уже будучи подопытным подростком, идёт на вечеринку к дочери одной из сотрудниц НИИ, в котором живёт. А вот она ещё подросла, стала панковать и сбегать из лаборатории… Всё это время её сопровождает невидимый остальным спутник — Айден. Когда нужно, он играет с Джоди, защищает её, в том числе и от злых существ из параллельной вселенной, помогает с работой, а потом даже начинает злиться и ревновать.
Кто такой Айден? Этого не знает никто, даже сама героиня, но именно на его необычных способностях и взаимодействии с Джоди и построена вся игра. Бестелесный дух способен проникать в недоступные напарнице места и открывая перед ней новые возможности. Например, с его помощью можно подслушать какой-то диалог, сдвинуть предмет, открыть дверь или нанести урон врагу. Айден даже способен вселяться в людей, а затем манипулировать ими.
Идея действительно очень неплохая, но при более тщательном изучении, как и в случае с другими проектами Кейджа, не выдерживает никакой критики. Вся взрослость и глубина идеи, о которой разработчик прожужжал журналистам и глупеньким восторженным фанатам уши ещё до релиза, улетучивается, когда начинаешь понимать, что хвалёная вариативность, например, совершенно ни на что не влияет. Ну, кроме экрана с итогами, где отмечено, что игрок в итоге сделал, а что нет.
Само повествование буквально состоит из сюжетных дыр и несостыковок, а также просто переполнено нелогичными, а под час и совершенно идиотичными ситуациями. Порой кажется, что над сценарием работал психически нездоровый человек, который в определённый момент забывал принять лекарство. Как-то иначе объяснить происходящее на экране просто не получается.
Вот девушка с паранормальными способностями пришла на день рождения дочери одной из сотрудниц НИИ. Все гости прекрасно знают о её «даре», в начале очень неплохо с ней общаются, но потом имениннице не нравится подарок, поэтому все начинают очень странно себя вести, буквально набрасываются на несчастную Джоди, а затем, предварительно обозвав последними словами, закрывают её в чулане под лестницей.
Возможно, дело в травке или выпивке, которые виновница торжества «выкатила» для гостей, но градус неадеквата в сцене всё равно зашкаливает. Такое ощущение, что автор сам никогда не был подростком, или, что более вероятно, его никогда не звали на вечеринки. Зачем все подростки начинают чмырить девушку с необычными способностями, прекрасно зная, что она может достойно ответить?
Что нужно существам из параллельного мира, кто они, и откуда Джоди прекрасно знает, как работают механизмы, скрытые в совершенно незнакомой ей секретной подземной лаборатории? Почему все духи злые, а Айден — нет? Чем Айден занимается в «свободное время», появляясь лишь в определённые, иногда совершенно неподходящие моменты? По каким критериям Айден выбирает людей в которых он может вселиться? Почему он не может вселиться в любого? К Айдену, кстати, претензий становится всё больше, ведь игра, которая почти полностью строится вокруг паранормального друга Джоди, в итоге почти никак его не использует.
Да, управляя Айденом, можно облазить каждый уголок локации, выполнить все доступные действия, а можно лишь ограничиться парочкой, зато после них запустится очередная кинематографичная сцена с именитыми актёрами, честно отыгрывавшими все эмоции на фоне зелёного экрана в студии Quantic Dream перед камерами. Вот, пожалуй, и вся его роль главная роль.
Игра актёров, исполнивших другие главные роли, действительно впечатляет, как и оригинальная озвучка, но даже всё это никак не спасает ситуацию, ведь хорошей игрой актёров при из рук вон плохом сюжете мало что можно исправить. А сюжет действительно плох, в первую очередь именно поэтому к этой кинематографической видеоигре неизбежно возникает много вопросов буквально в каждой сцене.
Стремясь сделать игру «взрослой», Кейдж, кажется, позабыл о главном. Взрослых интересуют взрослые сценарии, а не модно обставленные сценки, практически полностью состоящие из затёртых до дыр штампов и избитых киноклише, больше уместных для подростковых мелодрамок и мыльных опер а-ля «Дикий Ангел» и «Рабыня Изаура». Если бы такой сюжет лёг в основу какой-то пародийной игры, или обычного шутерка среднего пошиба, претензий к нему наверняка было бы куда меньше.
Мало ли на свете угарных игр с дебильным или просто очень наивным сюжетом? Полно! Но обычно такие игры не претендуют на взрослый образец интерактивного киноискусства, революционность которого подчёркивает элитарность студии Quantic Dream и кучки её поклонников, которые, подозреваю, так и не смогли усилиями двух переизданий окупить даже разработку и гонорары актёров. Видимо, именно поэтому игра добралась до ПК, ведь ещё не все бояре посмотрели Beyond: Two Souls на ютюбе.
В студии Дэвида на самом видном месте висит огромное слово ЭМОУШЕНС, выполненное из красивых трёхмерных букв. Видимо, чтобы сотрудники не забывали, что они должны создавать эмоциональные произведения искусства, до глубины души задевающие каждого, кто захотел приобщиться к их шедеврам. Да, произведение определённо вызывает эмоции, но положительными их назвать сложно. И сюжет — лишь одна, пусть и самая серьёзная проблема в игре.
Параллельно с идиотичностью происходящего крайне раздражают баги, причём довольно серьёзные. Например, в некоторых сценах при переходе на другую локацию можно случайным нажатием клавиши TAB вызвать Айдена, но отозвать его назад уже не получается. Игра просто не реагирует ни на что, кроме движений мыши и вызова меню игры. Тут же предательски врубается автосохранение, вынуждая заново проходить целый эпизод. Попав в такую ситуацию трижды за одно прохождение, невольно начинаешь вести себя как главная героиня: думать, за что тебе всё это, рыдать, биться в истерике и пытаться вернуть всё назад. Не тут-то было! Начинай заново и страдай!
Ещё в Beyond: Two Souls любят слетать сохранения. Нет ничего лучше, чем зайти в игру и обнаружить, что три пройденных главы куда-то испарились! Давай-давай, нечего расслабляться! Пошёл проходить заново! Не будем подробно рассматривать залипание в текстурах и другие радости, но отметим, что питаем надежды на отдельный котёл в Аду для разработчиков игры за то, что не предусмотрели кнопку с промоткой кинематографических заставок. Это хотя бы позволило пропускать длинные интро при вынужденном повторном прохождении глав. Куда там! Смотри и наслаждайся, ведь кнопка, проматывающая ролик, доступна только после прохождения главы, но если у вас что-то зависло в самом её конце, вынудив вас заново её проходить, ролики вы тоже будет есмотреть как в первый раз — целиком.
Да, наслаждаться просмотром игры действительно можно, особенно если делаешь это со стороны, но сам не играешь, попутно отвлекаясь на налить коньяку или пообщаться с другими зрителями. Анимация — не сюжет, вот она-то как раз даётся ребятам из Quantic Dream очень хорошо, даже несмотря на то, что игра уже несколько устарела. С управлением тоже нет никаких особых тонкостей, оно отлично «подогнано» как под игровой контроллер, так и под привычную для ПК «связку» клавиатура+мышь.
К сожалению, игра изначально была очередной посредственной попыткой французского игрового дизайнера с манией величия сделать непохожий ни на что интерактивный кинопроект. Стоит признать, что от части у него это получилось. Но за небрежность и косяки, которые за столько лет так и не были исправлены, игра получает твёрдую «тройку». А если относиться к ней как к фильму, следует признать, что смотрится она как нелепая и очень смешная пародия на мистический триллер. Ещё смешнее становится от того, что всё это снималось на полном серьёзе, а автор пытался вложить в игру какой-то глубокий смысл. К сожалению, господин Кейдж угодил в собственную ловушку. Призывая всех вырасти, начать делать «взрослые» проекты, он сам заигрался, воображая себя великим режиссёром, в итоге в очередной раз сделав наивный «середнячок», и не сумев заставить людей воспринимать себя серьёзно.